Кажется, вы заблокировали рекламу. Геральт бы этого не одобрил!
Ведь это наш единственный источник доходов.
Внесите KaerMorhen.ru в белый список AdBlock, пожалуйста.
Поиск: (Минимум 2 символа)
Рекомендуем
Комментарии
Ведьмак
Прохождение
Реклама
Ведьмак 2
Прохождение
Красные не сдаются: История CD Projekt (1 часть)
CD Projekt RED

Роберт Пурчезе, старший штатный сотрудник интернет-издания Eurogamer, делится своими впечатлениями о поездке в Варшаву.

_MQwMc0zjgA.jpg


Компания CD Projekt получила широкую известность во многом благодаря серии игр "Ведьмак". Студия находится в Польше, Варшаве, туда то и лежал мой путь. В ходе беседы с представителями студии я узнал то, о чем не могу не поделиться: Проект "Ведьмак 2" был близок к закрытию, а сама компания чуть не развалилась. Но обо всем по порядку.

В 2009 году Мировой Финансово-экономический Кризис поставил компанию CD Projekt на колени. Вся выручка, полученная от "Ведьмака 1" (2007), была безрассудно растрачена на консольную игру "Ведьмак: Возвращение Белого Волка", которой так и не суждено было выйти. Весь бизнес CD Projekt, заключающийся в издании и распространении игр, стал черной финансовой дырой, в которую улетали все деньги компании, а интернет-сервис цифровой дистрибуции GOG не мог поддерживать себя сам, так как еще не был достаточно развит. (Прим. Перев. - GOG принадлежит CD Projekt Investment)

То был самый страшный период за всю 20-летнюю карьеру Марчина Ивински. "Компания - моё первое дитя. Затем появились сын и дочь. Я понял, что могу потерять все" - поделился страхами Марчин.
Компания CD Projekt уже была близка к тому, чтобы с треском рухнуть оземь. "Да, мрачное было времечко. Все как будто на иголках сидели. Каждый месяц мы едва наскребали денег на зарплату нашим сотрудникам" - вспоминает Ивински.

Уж чего-чего, а этого я точно не ожидал услышать. Поверить в это было трудно, ведь передо мной в роскошном кресле сидел Марчин Ивински, а в офисе компании, стилизованном под "модерн", работает 200 человек. Вокруг нас кирпичная кладка, местами можно встретить и стеклянные стены. Компания обзавелась Студией по Захвату Движения, ослепительно-красной уборной, столовой для вегетарианцев и другими, не менее захватывающими предметами, среди которых можно обнаружить доспехи, мечи и вывешенные на стенах награды. Создается впечатление, что я попал в окружение армии, работающей над созданием "Ведьмака 3", той самой игры, которой хвалилась компания Microsoft во время презентации Xbox One на E3.

Трудно представить, что раньше у них ничего этого просто не было. "Несколько месяцев я прожил в неимоверном страхе. Не знаю, что произошло, но в один момент я осознал, что если это не сработает, то я предприму что-нибудь еще - может перезапущу работу компании. Стресс не покидал меня всю ночь, но с утра я был готов и решителен. Я знал, что делать дальше. Это, может, звучит слишком по-буддийски, но чем больше я думал о плохом, тем меньше полезных решений мог предпринять" - рассказывает Марчин.

Спасательным кругом для CD Projekt оказалось "обратное поглощение", в ходе которого компания попала на Варшавскую Фондовую Биржу. "Это противоречило логике, но ведь сработало" - сказал Ивински. (Прим. Перев. - На пороге своего закрытия польская компания Optimus S.A. согласилась выкупить 100% акций CDP Investment и выступила в качестве "юридической оболочки", впоследствии изменив свое название на СD Projekt RED S.A. Так, некогда закрытое акционерное общество CDP Investment стало открытым и сохранило контрольный пакет акций)

Финансовые оковы были сняты, польский атлант игровой индустрии расправил свои плечи. Имея за спиной лишь две компьютерные игры, одна из которых была портирована и на консоль, CD Projekt превратилась в компанию, с которой теперь нужно считаться. Но было время, когда у них не было ничего. Был лишь мальчик по имени Марчин Ивински, живущий в "джунглях" Восточной Европы - так он любит называть Польшу.

CD_Projekt_Red_Artist_At_Work.JPG


В детстве Марчин просто обожал видеоигры (и сейчас любит), но приобрести их было практически невозможно. Тень Советской России и Социализм накладывали свой отпечаток. Купить компьютеры, на которых играли в Западных странах, и выехать дальше ГДР для большинства жителей Польши не представлялось возможным. Но только не для отца Марчина, который занимался производством документальных фильмов. Он мог путешествовать, поэтому у Марчина был компьютер Spectrum Sinclair, и строку на Бейсике "10 PRINT 'Hello'" он не забыл.

У него возникало огромное желание поиграть в игры, но количество игровых магазинов приближалось к нулю. К счастью, тогда в Польше закон авторского права еще не был принят, поэтому каждые выходные в главных городах страны появлялись рынки сбыта компьютерной продукции, где за определенную сумму можно было приобрести игры и компьютеры. Так всё переходило из одни руки в другие. "Может это и было не совсем законно, но другого выбора не существовало. Люди закрывали на это глаза" - пожимает плечами Марчин.

На ломаном Английском он написал письмо Греку, в котором попросил сделать копии игр на чистой кассете - то был первый шаг, определивший дальнейшую деятельность Марчина. Адрес он нашел в импортном журнале "Your Sinclair", в рубрике "Обмен товаров". Две недели спустя кассеты пришли. "И я был чертовски счастлив. В прошедшие выходные я стал местной звездой на компьютерном рынке, ведь у меня имелись такие релизы, которых еще не было ни у кого. Одной из игр была "Target Renegade". Классная игра".

Затем в жизни Марчина произошло два важных события. Первое было связано с тем, что из-за незнания математической физики его не взяли на компьютерные курсы, которые проводились в средней школе. Такая же ситуация сложилась и у его будущего партнера по бизнесу - Михала Кичински, который занимался продажей игр от Atari. Они сразу нашли друг друга. "Вместе играли в игры, вместе постоянно пропускали школьные занятия" - вспоминает Ивински.

Вторым значимым событием стало появление CD-ROM. "Трудно осознать всю революционность данного события, если ты не жил в те годы. Да что такое этот ваш Blu-ray?" - издевается Ивински, - "Тогда на 1 CD вмещалась информация 400 дискет вместе взятых. Это всё меняло с ног на голову".

Импортированные из Америки игры они продавали в Польше и были первыми, кто играли в такие игры как "Mad Dog McCree" и "7th Guest". Так зародился и бизнес. "Мы пошли в Налоговое Управление, постучали в дверь и спросили: Эй, мы хотим основать компанию, что для этого нужно сделать?".

Компания была основана в 1994 году, название ей придумали почти сразу. Тогда Марчину Ивински было 20 лет. Один компьютер и 2000$ - это все, что у них было. Первый офис молодой компании располагался в квартире, а точнее в одной из комнат квартиры, которая принадлежала другу. Ребята снимали её бесплатно. Прежде чем попасть в квартиру, надо было преодолеть уйму лестничных проёмов, поэтому люди добирались до нее изрядно вспотевшими и вечно тяжело дышали.

"Забавно то, что в Польше меня часто спрашивают: - О, так вы были пиратами? Ваши корни ведут к рынку по сбыту компьютерной продукции? Я же отвечаю, что это не было нелегальным бизнесом. Поглядите на основателей ключевых IT компаний Польши. Кто эти ребята? Да все, кто учились там же, где и мы - на рынках!" - добавляет Ивински.

CD_Projekt_Red_Office_RED_Room.jpg


Конечно, не все приходили в этот бизнес с рынков, но именно это место стало той важной основой ценностей, на которую опирается CD Projekt. Многие любят эту студию, но это не слепое обожание. Это уважение к тому, как они ведут свой бизнес. CD Projekt выступает против DRM, в то время как другие придумывают все новые способы осложнить жизнь игрокам. Эта компания, которая предоставляет дополнительный контент в подарок, в то время как другие выдвигают ценник. Это компания, как и многие другие, извлекает выгоду из своих фанатов, но относится к ним с огромным уважением. Именно на таких принципах развивалась компания.

"Здесь, в Польше, нашими главными соперниками всегда оставались пираты" - говорит Ивински. Национальный Стадион Варшавы был восстановлен после Второй Мировой Войны и стал самой большой барахолкой в Восточной Европе, где можно было найти контрафактные изделия, игры и музыку. "И" - ухмыляется он, - "вы даже могли купить гранатомет". Лицензионная игра стоила 15£, а пиратская версия продавалась за 3£ уже через два дня после начала продаж. "Нелегкое соревнование" - пожимает плечами Ивински.

А что если бы он смог убедить людей приобрести лицензионную копию игры? У него была идея. "Тогда мы сделали самую большую ставку из всех возможных - приобрели лицензию на распространение Baldur's Gate".

Он знал, что эта игра будет популярна в Польше, так как она была великолепной. Никому, кроме Марчина, и в голову не приходило, что ее можно локализовать. Ведь многие в школе учили Русский, а не Английский, поэтому для большинства текст игры остался бы почти непонятным.

А что еще лучше, Baldur's Gate выпускалась на 5 CD, поэтому пираты продавали бы ее уж точно не за 3£.
Приобретение лицензии на продажу 3.000 копий игры обошлось в 30,000£, локализация обошлась во столько же. Далее деньги шли на маркетинг, производство дисков и озвучение некоторых персонажей, что являлось весомым фактором в поднятии популярности продукта. "В те времена это были огромные суммы денег" - морщится он. "Вся компания возлагала на игру огромные надежды".

Baldur's Gate стоила 30£, что было для польского рынка немаленькой ценой. Обычно продукты CD Projekt стоили 15£. Но в коробке с игрой было то, чего не могли предоставить пираты: карта-пергамент с восковой печатью, свод правил настольной игры Dungeons & Dragons и аудио CD. Минимальная цена, по которой бы пираты продавали игру в 5 дисков, составляла 15£. Ивински надеялся, что если люди готовы заплатить 15£ за пиратскую продукцию, то за нечто особенное могут выложить еще больше.

И выложили. За три месяца до релиза количество заказов превысило все ожидания. 5.000 превратилось в 6.000, затем в 7.000 и дошло до 8.000. "В Польше почти не было розничной торговли играми, поэтому у нас были заказы от оптовиков, небольших магазинчиков тут и там, компьютерных магазинов. Нам даже пришлось взять дополнительный склад, потому что наш офис не смог бы вместить больше 5.000 копий.

"И в первый день мы отгрузили 18.000 копий". Это был огромный успех, двери всего мира открылись перед CD Projekt и пошло-поехало. Компания поняла, что многое зависит от уровня ценности продукта со стороны игроков.

Сегодня GOG не старается предотвратить онлайн пиратство, как в свое время CD Projekt пыталась бороться с контрафактной продукцией. GOG занимается тяжелой работой: ищет и обновляет игры (для корректной работы), предлагает техническую поддержку, публикует необходимые инструкции, саундтреки, гайды и соблюдает умеренную ценовую политику. Они имеют полную свободу. "Наша главная ценность - отсутствие DRM, мы ничем не пожертвуем ради защиты".

Ивински добавляет: "У многих есть глупые идеи. Пираты так успешны потому, что делают все правильно. Это работает, это свобода, все OK, но люди хотят платить за игры. Это доказывает Steam, это доказываем мы. Успех заключается в том, чтобы прислушиваться к тому, что говорят игроки, и предоставлять им это".

Прошло 5 лет с момента за пуска GOG. Каждый месяц сайт посещают 2 миллиона людей, и годовой оборот только сейчас постепенно перестает удваиваться. Все эти деньги, вырученные с онлайн-дистрибуции, в конечном итоге переходят в CD Projekt Red, то есть туда, где занимаются разработкой игр.

CD_Projekt_Red_Animator_At_Work.jpg


"Мы были полны идей с самого начала" - говорит Ивински о создании видеоигры. Он уже пытался сделать игру, когда был моложе, но пришел к выводу, что он "никчемный программист". "Но мы действительно хотели сделать свою игру".

Со временем объемы издания и распространения игр в Польше стали уменьшаться. Прошлый огонь задора постепенно угасал, так как между многими издателями и магазинами возникали определенные конфликты. Тогда Ивински и Кичински задали себе такой вопрос: "Эй, может мы хотим нечто большего, чем продавать чужие игры?"

Фергюс Уркхарт и Дейв Перри, известные геймдизайнеры, работавшие в то время в Interplay, помогли молодой команде сделать первый шаг. Они хотели, чтобы Baldur's Gate: Dark Alliance распространялась на территории Польши, но это была консольная игра. Дело в том, что тогда в Польше делали только компьютерные игры, так что консольную версию просто бы не купили. "Так почему бы вам не портировать игру? - спросила компания Interplay? "Конечно!" - воскликнули наши предприниматели. "Мы попробуем".

Они считали, что с проектом под силу справиться Себастьяну Зиелински, польской звезде игростроения, известной по такой игре как Mortyr 2093-1944, раскритикованной везде, кроме Польши, где она была действительно популярной. Зиелински возглавлял проект, но он был вторым сотрудником после настоящей находки - Адама Бадовски. Сейчас он возглавляет CD Projekt Red.

Комплект разработчика программного обеспечения PlayStation 2 был доставлен в Польшу из офиса Interplay в Лондоне, и работа над портированием Dark Alliance на ПК началась. Затем позвонили из Interplay и оповестили о закрытии проекта. "Но вирус уже заразил нас" - говорит Ивински. Они так хотели сделать игру, что тут поделаешь?

Продолжение следует...

теги: история, cd projekt red, ведьмак, the witcher

2013-11-16 22:58:29 | MinisteR

Артём [17.11.2013 в 15:10]
Первый!!! А если серьёзно, надоели перепечатки чужих статей и походу забили на сайт админы. Теперь видимо только замусоленные новости будут появляться, до того как сдпр не покажут геймплей. Понимаю, что информацию из ниоткуда не возьмёшь, но вить можно эти новости выкладывать до того, как ктонить из комментов не даст ссылку на другой сайт с интересной инфой...

Артём [17.11.2013 в 15:13]
И да, ну хоть бы всю новость выдали, а то там текста на четыре таких "Продолжение следует...".

John_Byron [17.11.2013 в 15:19]
Артём,
А если серьёзно, надоели перепечатки чужих статей и походу забили на сайт админы... можно эти новости выкладывать до того, как ктонить из комментов не даст ссылку на другой сайт с интересной инфой...


Уважаемый, вы хотя бы прочитали текст, до того как поливать грязью администраторов. Это совершенно иной перевод, выполненный силами самой администрации.

Артём [17.11.2013 в 15:24]
John_Byron,
Артём,
А если серьёзно, надоели перепечатки чужих статей и походу забили на сайт админы... можно эти новости выкладывать до того, как ктонить из комментов не даст ссылку на другой сайт с интересной инфой...


Уважаемый, вы хотя бы прочитали текст, до того как поливать грязью администраторов. Это совершенно иной перевод, выполненный силами самой администрации.


Уважаемый вы хотя бы дочитали мой комментарий, ни кого я грязью не поливал.

Артём [17.11.2013 в 15:26]
Просто какой смысл переводить то, что в сети болтается уже несколько дней, достаточно просто некоторые моменты подкорректировать и выложить всю новость.

John_Byron [17.11.2013 в 15:37]
Артём,
ни кого я грязью не поливал.
Да, я выразился не совсем точно. Вы намекали на то, что Администрация совсем разленилась и ничего не делает. Корректировать чужие новости - низкая планка. Зачем это делать, если можно выдать свой перевод, хотя и с небольшим запозданием? Я думаю, что этот небольшой минус можно спокойно простить, ведь если бы не этот сайт, на котором публикуются уникальные материалы (заметьте, люди делают это на добровольной основе и ничем вам не обязаны), русскому сообществу оставалось бы только лапу сосать.

Артём [17.11.2013 в 15:44]
Окей, я неправ, ну а ссылку на оригинал, всё таки лучше оставлять. Думаю тут уж точно спорить никто не будет.

Electrik [17.11.2013 в 15:45]
John_Byron, не люблю таких защитничков. Стремление вперед никто не отменял

Артём [17.11.2013 в 15:48]
Electrik,
Стремление вперед никто не отменял
Ну вот и итог нашей беседе.

John_Byron [17.11.2013 в 15:51]
Electrik,
John_Byron, не люблю таких защитничков. Стремление вперед никто не отменял


Не люби, я не червонец тебе. Стремление вперед - хорошая штука, именно благодаря ему мы сейчас имеем то, что имеем.

Благодатная выдалась беседа. Содержательная.

Paradice136 [17.11.2013 в 15:52]
Да ладно вам ребят Скоро VGA! А там точно скучать не придется. Анонс Mass Effect Next, возможный анонс Fallout 4, скорее всего покажут и геймплей нашей любимой игры. VGA славится громкими анонсами, чего только TES5 стоит Так что ребят потерпите) три недели осталось)))

Sunjar [18.11.2013 в 08:25]
Эммм... Что за лазутчик тут объявился? Mass Effect, Fallout, и TES это конечно очень хорошо, но на этом сайте внимание должно уделяться информации по Ведьмакую


К сожалению, возможность оставлять комментарии доступна только зарегистрированным пользователям! Пожалуйста, авторизуйтесь сейчас или зарегистрируйтесь.
Если вы уже прошли процедуру авторизации, попробуйте обновить страницу.